Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей № 4 «Звездочка» Согласовано: Председатель ПК ____________Петрова Т.А. «09» сентября 2022г. Утверждено: Заведующий МБДОу детский сад №4 «Звездочка» Алексеева Т.И._____________ Приказ № 3у от «09» сентября 2022г. Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды в группах и на территории ДОО 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) МБДОУ детский сад № 4 «Звездочка» (далее - ДОО) разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г, Приказом министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013г. 1.2. Настоящее положение обеспечивают реализацию основной образовательной программы дошкольного образования. 1.3. За полнотой и качеством построения развивающей предметно-пространственной среды осуществляется контроль. 1.4. Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения. 2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде 2.1. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2.2. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать: - реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДОО; - в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; - учёт возрастных особенностей детей. 2.3. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Основной образовательной программы дошкольного образования ДОО (далее – ООП ДО, Программа). Образовательное пространство ДОО (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; - возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в ДОО (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: - наличие в ДОО (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; - периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: - доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОО, где осуществляется образовательный процесс; - свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОО (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. 7) Развивающая предметно-пространственная среда в группах дошкольного возраста включает в себя следующие центры развития в соответствии с возрастом детей: - центр мелкой моторики и настольных игр; - физкультурный уголок; - центр музыки; - центр детской книги; - центр изобразительного искусства; - место для группового сбора; - место для проведения групповых занятий; - центр строительства; - центр сюжетно-ролевой игры; - театральный уголок; - уголок безопасности; - уголок природы; - центр патриотического воспитания; - уголок уединения; - центр опытов и экспериментирования. 3.Формирование предметно-пространственной среды ДОО 3.1. ДОО самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой ООП ДО. 4. Контроль 4.1. Контроль осуществляется в соответствии с планом – графиком о должностном контроле 4.2. Ответственность за полноту и качество построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на воспитателей. 4.3. Ответственность за контроль построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на старшего воспитателя.