Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному
из направлений развития детей № 4 «Звездочка»
Согласовано:
Председатель ПК
____________Петрова Т.А.
«09» сентября 2022г.
Утверждено:
Заведующий МБДОу детский сад
№4 «Звездочка»
Алексеева Т.И._____________
Приказ № 3у
от «09» сентября 2022г.
Положение
о построении развивающей предметно-пространственной среды
в группах и на территории ДОО
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды
(далее - РППС) МБДОУ детский сад № 4 «Звездочка» (далее - ДОО) разработано в
соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012г, Приказом министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
№1155 от 17.10.2013г.
1.2. Настоящее положение обеспечивают реализацию основной образовательной
программы дошкольного образования.
1.3. За полнотой и качеством построения развивающей предметно-пространственной среды
осуществляется контроль.
1.4. Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды вступает
в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения
изменения.
2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде
2.1. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (группы, участка) должна
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том
числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности
детей, а также возможности для уединения.
2.2. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (дошкольной группы, участка)
должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном
процессе ДОО;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательный процесс;
- учёт возрастных особенностей детей.
2.3. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (группы) должна быть
содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию Основной образовательной программы дошкольного образования ДОО (далее
– ООП ДО, Программа).
Образовательное пространство ДОО (группы, участка) должно быть оснащено
средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том
числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём
(в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования
и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий
воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с
песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять
необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой
деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от
меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели,
матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в ДОО (в группе) полифункциональных (не
обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе,
природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности
(в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОО (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения
и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех
помещений ДОО, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов,
посещающих ДОО (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности; - исправность и сохранность материалов и
оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её
элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
7) Развивающая предметно-пространственная среда в группах дошкольного возраста
включает в себя следующие центры развития в соответствии с возрастом детей:
- центр мелкой моторики и настольных игр;
- физкультурный уголок;
- центр музыки;
- центр детской книги;
- центр изобразительного искусства;
- место для группового сбора;
- место для проведения групповых занятий;
- центр строительства;
- центр сюжетно-ролевой игры;
- театральный уголок;
- уголок безопасности;
- уголок природы;
- центр патриотического воспитания;
- уголок уединения;
- центр опытов и экспериментирования.
3.Формирование предметно-пространственной среды ДОО
3.1. ДОО самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой ООП ДО.
4. Контроль
4.1. Контроль осуществляется в соответствии с планом – графиком о должностном контроле
4.2. Ответственность за полноту и качество построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на воспитателей.
4.3.
Ответственность за контроль построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на старшего воспитателя.