Рабочая программа воспитателя старшей группы

Принято на заседании
педагогического совета
протокол №1
от 02.09.2022г.

Утверждено
Заведующий МБДОУ детский сад № 4
«Звездочка»
приказ №1.5у
от 02.09.2022г.
_________________Т.И. Алексеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ

2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
1.

ЦЕЛЕВОЙ

стр

РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Рабочей программы педагога

5

1.3.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

7

1.4.

Ожидаемые образовательные результаты освоения программы

10

1.5.

Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

15

1.6.

Организация жизни и воспитания детей 5-6 лет

17

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание Рабочей программы воспитателя

19

2.2.

Парциальные программы, используемые при работе с детьми 56 лет

19

2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации Рабочей
программы воспитателя с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей 5-6 лет

20

2.4.

Взаимодействие с семьями воспитанников

22

3.

7

содержание

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Система оценки результатов освоения программы

25

3.2.

Обеспечение методическими материалами

27

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа воспитателя для старшей группы МБДОУ № 4 разработана
в соответствии с:
Федеральным законом:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020
№ 304-ФЗ
Приказами:
1.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
2.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №
544 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
3.
Приказ Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422Н. "О внесении изменений в
профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем
образовании) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N
544Н".
Постановлениями:
1.
Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020
№ СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические правила
Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020.
Письмами, планами мероприятий:
1.
Письмо Минобразования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О
психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных
7

условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической
экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психологопедагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для
работников дошкольных образовательных учреждений «О психологопедагогической ценности игр и игрушек»);
2.
План мероприятий по формированию независимой системы оценки
качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.03.2013 г. №
487-р);
3.
Письмо Минобрнауки России от 01.10.2013 № 08-1408 «О направлении
методических рекомендаций по реализации полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому
обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере
дошкольного образования»);
4.
Письмо Минобрнауки России от 14.10.2013 г. «Методические
рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы
образовательных организаций»;
5.
План действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного
образования (утвержден 31.12.2013 г. первым зам. Министра образования и
науки РФ);
6.
Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382 «О
недопустимости
требования
от
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по программам дошкольного образования,
немедленного приведения уставных документов и образовательных программ
в соответствие с ФГОС ДО».
В соответствии с локальными документами по организации работы МБДОУ
детский сад № 4 «Звездочка»:
1.
Уставом МБДОУ детский сад № 4 «Звездочка» (новая редакция), от
23.03.2020г. № 273.
Рабочая программа воспитателя разработана на основе ООП ДОО МБДОУ
детский сад № 4 «Звездочка».

7

Приоритетным направлением организации воспитательно-образовательного
процесса в ДОО является познавательное развитие.
1.2. Цели и задачи реализации Рабочей программы воспитателя
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей с нормой в развитии и детей с ОВЗ, подготовка к жизни
в современном обществе, формирование предпосылок к учебной
деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
для
детей
дошкольного
возраста:
игровой,
коммуникативной,
самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательноисследовательской, конструирование, изобразительной, двигательной,
музыкальной, восприятие художественной литературы и фольклора.
Реализуя поставленные цели необходимо решить определенный ряд задач:
•
создать условия для укрепления физического и психического здоровья
детей с нормами в развитии и детей с ОВЗ, в том числе их эмоционального
благополучия;
•
обеспечить равные возможности полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в
том числе ограниченных возможностей здоровья);
•
создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
•
объединить обучение и воспитание в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
•
формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их
социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические
7

качества, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,
формировать предпосылки учебной деятельности;
•
обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательных
программ и организационных форм уровня дошкольного образования,
возможность формирования образовательных программ различной
направленности с учётом образовательных потребностей и способностей
воспитанников;
•
обеспечить формирование адаптированных образовательных программ
для детей с тяжелыми нарушениями речи, амблиопией и косоглазием,
слабовидящих, задержкой психического развития, расстройствами
аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата;
•
формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с
нормами в развитии и детей с ОВЗ;
•
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Для достижения целей и задач Рабочей программы первостепенное значение
имеют определенные условия:
•
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными,
добрыми,
любознательными,
инициативными,
стремящимися
к
самостоятельности и творчеству;
•
максимальное
использование
разнообразных
видов
детской
деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса;
•

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

•

уважительное отношение к результатам детского творчества;

•
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
Дополнительные условия организации образовательного процесса для детей с
ОВЗ:

7

•
всестороннее изучение воспитанников и разработка соответствующих
мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;
•

обеспечение условий для самостоятельной активности детей;

•
понимание и принятие друг другом всех участников образовательного
процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на
гуманистической основе;
•
комплексный, междисциплинарный подход к определению и разработке
методов и средств воспитания и обучения;
•
наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых
развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной
среды, вариативной методической базы обучения и воспитания;
•
доверительные партнерские отношения с родителями (законными
представителями) воспитанников.
Решение обозначенных в Рабочей программе целей и задач воспитания
возможно только при систематической и целенаправленной поддержке
педагогами различных форм детской активности и инициативы, начиная с
первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном
учреждении.
1.3. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность
позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для
них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут
возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются
смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром
оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал
ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия
детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч
рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и
жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к
фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные
изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
7

Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив,
существенными изменениями. Изображение человека становится более
детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой
принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали
деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости
от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования
образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки.
Конструктивная деятельность
может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.
Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два,
четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два
способа конструирования: 1) от природного материала к художественному
образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа,
дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к
природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того
чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют
не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают
величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию
— до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных
ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности,
особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и
при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты
вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся
правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные
представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;
7

комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления,
отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен
года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате
различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того,
продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют
представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам,
которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции
логического сложения (объединения) и умножения (пересечения) классов.
Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут
учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные
объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их
наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение
будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы
по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному
вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при
чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически
все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится
лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим
развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой
продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа
обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения
предметов одинаковой формы.
7

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм
объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных
средств (схематизированные представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.4. Ожидаемые образовательные результаты освоения программы
Мотивационные (личностные) образовательные результаты:

•

Первичное представление о себе (знают свое имя и фамилию, возраст
пол, свои интересы);

•

Положительная самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях,
умение проявлять инициативу и творчество в детских видах
деятельности;

•

Стремление к справедливости, понимание того, что надо заботиться о
младших, помогать им, защищать тех, кто слабее, желание «быть
хорошим», способность откликаться на переживания близких взрослых,
детей;

•

Уважение и чувство принадлежности к своей семье (знает имена и
отчества своих родителей, имеет представление о том, где они
работают);

•
•
•
•

Уважительно отношение к сверстникам;
Представления о родном крае, стране;
Интерес и уважение к истории России;
Представления о государственных праздниках;

Универсальные образовательные результаты:

7

•

Познавательный интерес и любознательность к исследовательской
деятельности;

•
•
•
•
•
•

Умение использовать различные источники информации;
Способность выделять разнообразные свойства и отношения предметов;
Способность понимать поставленную задачу;
Способность рассуждать;
Умение поддерживать беседу;
Умение аргументированно и доброжелательно оценивать ответ,
высказывание товарища;

•

Умение проявлять сочувствие, отзывчивость, внимательное отношение
к окружающим, заботу;

•
•
•
•
•

Умение дружески взаимодействовать с детьми;

•

Проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного
результата;

Чувство сопричастности к детско-взрослому сообществу детского сада;
Проявлять навыки культурного поведения;
Самостоятельно находить себе занятие;
Проявлять осознанное отношение к выполнению общепринятых норм и
правил;

Предметные образовательные результаты:
Социально-коммуникативное развитие

•

Договариваться с партнером, во что играть, кто кем будет в игре,
подчиняться правилам игры;

•
•
•

Сопровождать игровые действия речью;

•

Владеть элементарными навыками самообслуживания: самостоятельно
одеваться, раздеваться, сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью,
соблюдать порядок;

•
•
•

Самостоятельно готовить материал к занятию;

•

Соблюдать правила безопасного поведения в детском саду, на улице, в
транспорте;

•

Знать и соблюдать правила дорожного движения, знаки, сигналы
светофора;

•

Различать и называть виды транспорта, объяснять их значения;

Решать спорные вопросы, улаживать конфликты;
В дидактических играх оценивать свои возможности и без обид
воспринимать проигрыш;

Ответственно выполнять обязанности дежурного, сервировать стол;
Выполнять посильные трудовые поручения, участвовать в совместной
трудовой деятельности;

Познавательное развитие
7

7

•
•

Уверенно считать в пределах 10 количественным и порядковым счетом;

•

Сравнивать предметы на глаз, проверяя путем наложения или
приложения;

•
•

Размещать предметы в порядке возрастания, убывания;

•

Знать некоторые характерные особенности геометрических фигур
(количество углов, сторон, равенство и неравенство сторон);

•
•
•
•
•
•
•
•

Называть времена суток, день недели;

Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и
добавление единицы)

Выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к
другим предметам;

Ориентировать в окружающем пространстве;
Устанавливать последовательность различных событий;
Конструировать по собственному замыслу;
Анализировать образец постройки;
Планировать этапы создания собственной постройки;
Создавать постройки по схеме, рисунку;
Самостоятельно определять некоторые материалы,
изготовлен предмет, характеризовать свойства;

из

которых

•
•
•
•

Классифицировать и сравнивать предметы;

•

Иметь первичное представление о климатическом и природном
многообразии планеты Земля;

•
•
•

Иметь представление о жизненном цикле некоторых растений;

•

Иметь представление о разнообразии домашних и диких животных в
зависимости от региона обитания;

•

Иметь представление о значении солнца, воздуха, воды для человека,
животных, растений;

Иметь представление о взаимодействии живой и неживой природы;
Называть времена года, отмечать их особенности;
Иметь представление о подготовке животных и растений к сезонным
изменениям;

Иметь представление о пользе растений для человека и животных;
Иметь первичные представления о классификации животного мира,
уметь систематизировать (млекопитающие, птицы, рыбы и т.д)

•
•
•

Иметь некоторые представления об учебных заведениях;

•

Иметь первичные представления о многообразии народов мира, расах,
национальностях;

Иметь представление о сферах человеческой деятельности, профессиях;
Иметь некоторые представления об истории человечества, как жили
наши предки;

Речевое развитие

•
•

Использовать речь, как главное средство общения;

•
•

Использовать все части речи, активно заниматься словотворчеством;

•
•

Определять место звука в слове;

•

Составлять по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору
картинок;

•

Последовательно
произведения;

•

Проявлять эмоциональное отношение к литературным произведениям,
выражать свое отношение к поступкам героев;

•
•
•
•
•
•

Понимать скрытые мотивы поведения героев;

Сочинять сказки,
рассказывать их;

оригинальные

последовательные

истории

и

Подбирать к существительным несколько прилагательных, заменять
слово сходным по значению;
Делить разнообразными впечатлениями, ссылаться на источники
полученной информации;

пересказывать

небольшие

литературные

Выучивать небольшие стихотворения;
Знать 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;
Называть жанр произведения;
Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения;
Называть любимого детского писателя, сказки, рассказы;

Художественно-эстетическое развитие

7

•

Проявлять устойчивый интерес к различным видам деятельности
(конструированию, изобразительной деятельности, игре)

•

Проявлять эстетические чувства, эмоции,
эстетическое восприятие, интерес к искусству;

эстетический

вкус,

•

Различать произведения изобразительного искусства (живопись,
книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура);

•
•

Выделять выразительные средства в разных видах искусства;

•
•

Использовать разнообразные композиционные решения, материалы;

•

Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного
искусства;

•
•

Лепить предметы разной формы, использую различные способы;

•

Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции,
используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги,
использую иные материалы (ткань, листочки и т.д.);

•

Различать жанры музыкальных произведений, звучание музыкальных
инструментов;

•
•

Различать высокие и низкие звуки;

•
•
•
•
•
•
•

Ритмично двигаться в соответствие с характером и динамикой музыки;

Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению,
сюжетные);
Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных
образов;

Создавать сюжетные композиции из пластилина, передавая пропорции,
позы, движения;

Петь без напряжения, плавно, легким звуком, отчетливо произносить
слова;
Выполнять танцевальные движения;
Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов;
Играть мелодии на металлофоне одному и в небольшой группе детей;
Оценивать игру актеров после просмотра спектакля;
Иметь в творческом опыте несколько ролей, сыгранны в спектаклях;
Оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы;

Физическое развитие

•
•

7

Элементарные навыки личной гигиены и опрятности внешнего вида;
Элементарные представления о ценности
представления о здоровом образе жизни;

здоровья,

начальные

•

Представления о пользе закаливания, утренней зарядки, физических
упражнений;

•

Выполнять ходьбу, бег легко, ритмично, сохраняя темп и правильную
осанку;

•
•

Лазать по гимнастической стенке с изменением темпа;

•

Метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в
вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах
с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой,
отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе.

•
•

Выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;

•
•
•
•

Ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км;

Прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное
место с высоты 30 см, в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не
менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через
короткую и длинную скакалку;

Перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в
колонне, шеренге; выполнять повороты налево, направо, кругом;
Кататься на самокате;
Участвовать в упражнениях с элементами спортивных игр;
Участвовать в подвижных
соревнованиях, эстафетах;

играх

и

физических

упражнениях,

1.5. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция
образования, обеспечивающая становление личности ребенка и
ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что
соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания»
(авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности
дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к
ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование
познавательных действий, становление сознания, а также духовных и
общечеловеческих ценностей.
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
сформулированы относительно способностей и возможностей воспитанников
7

посещающих ДОО, а именно дошкольников с нормой в развитии и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В основной образовательной Программе определены ряд принципов:
• принцип развивающего образования, целью которого, является развитие
ребенка;
• принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание Программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики);
• принцип полноты критериев (позволяющий решать поставленные цели
и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в
развитии дошкольников;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей;
• принцип комплексно-тематического построения образовательного
процесса;
• принцип решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми.
• принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от
региональных особенностей;
• принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными
группами и между детским садом и начальной школой.

Основные подходы к формированию Рабочей программы:
• Личностно-ориентированный подход. Предусматривает организацию
процесса воспитания с учётом того, что развитие личности ребёнка является
главным критерием его эффективности.
• Деятельностный подход. Обучение строится на базе характерных для
дошкольного возраста видах деятельности (игровой, познавательноисследовательской,
продуктивной,
коммуникативной,
двигательной,
7

трудовой, конструирование, восприятие художественной литературы и
фольклора, музыкальной).
• Средовой подход. Предусматривает использование возможностей
внутренней и внешней среды ДОО в воспитании и развитии личности ребенка.
1.6. Организация жизни и воспитания детей 5-6 лет
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость
выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня,
оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов
подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском
саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а
также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся
компоненты:
• время приёма пищи;
• укладывание на дневной сон;
• общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в
помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей
подготовительной к школе группы и способствует их гармоничному
развитию.
Организация режима пребывания детей в МБДОУ детский сад №4
«Звездочка» в старшей группе на холодный период года (дети с 5 до 6 лет):
ВРЕМЯ
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
07.00-08.00 - Приём и осмотр детей, свободные игры;
- Индивидуальная работа с родителями;
- Индивидуальная работа с детьми.
08.00-08.10 - Утренняя гимнастика;
- Утренний круг.
08.10-08.45 - Личная гигиена;
- Подготовка к завтраку;
- Завтрак.
08.45-09.00 - Игры, подготовка к НОД.
09.00-11.00 - НОД (включая перерывы).
11.10-12.10
12.10-12.20
12.20-12.30
12.30-13.00
7

-

Подготовка к прогулке;
Прогулка.
Возвращение с прогулки.
Личная гигиена;
Подготовка к обеду.
Обед.

12.40-15.00
15.00-15.15
15.15-15.20

15.20-16.20
16.20-16.50

16.50-19.00

-

Подготовка ко сну;
Сон.
Постепенный подъём;
Закаливающие процедуры.
Личная гигиена;
Подготовка к полднику;
Полдник.
Игровая и самостоятельная деятельность детей.
Личная гигиена;
Подготовка к ужину;
Ужин.
Игровая и самостоятельная деятельность;
Прогулка;
Уход детей домой.

- Сон – 2 ч 10 мин.;
- Прогулка – 3 часа;
- НОД по 25 мин.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание Рабочей программы воспитателя
Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического
планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
7

• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя
направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто
интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие
имеет направления коммуникация, труд, безопасность.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя
формирование элементарных математических представлений и окружающий
мир.
Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает
развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией,
художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность,
художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными
областями и их направлениями.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание
детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет
систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная
группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплекснотематическому планированию по ООП ДОО, разработанной на основе
программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
2.2. Парциальные программы, используемые при работе с детьми 5-6 лет

7

•

Образовательная программа по развитию познавательно
исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
(разработана коллективом ДОО)

•

Парциальная образовательная программа математического развития
дошкольников «Игралочка», Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова;

•

«Программа развития речи детей дошкольного возраста»,
О.С.Ушаковой;

•

«Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р. Стеркиной, Н.
Авдеевой, О. Князевой;

•
•

программа «Юный эколог», С.Н. Николаева.
«Наш дом – природа», Н.А. Рыжовой;

•

Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические
рекомендации, О.П. Радынова;

•

Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и
методические рекомендации. Для детей 2-7 лет, Л.В. Куцакова

•

«Возрождение культуры России» (совместная работа детского сада и
музея «Шушенское», программа «Живая старина»).

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Рабочей программы
воспитателя с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
5-6 лет
Образовательная
область
Физическое
развитие

Социально коммуникативная

7

Деятельность
двигательная,
коммуникативная,
познавательноисследовательская,
игровая, музыкальная

игровая,
коммуникативная,
трудовая,

Формы, способы, методы и
средства
подвижные игры, игровые
упражнения, спортивные
игры и упражнения,
двигательная активность на
прогулке, физкультурные
занятия, гимнастика,
физкультминутки, игрыимитации, физкультурные
досуги и праздники,
эстафеты, соревнования, дни
здоровья, туристические
прогулки, экскурсии,
упражнения на развитие
мелкой моторики,
дидактические игры,
бодрящая гимнастика,
закаливающие процедуры,
беседы, игровые
проблемные ситуации,
викторины, реализации
проектов
игры с правилами,
дидактические и творческие
игры, беседы, досуги,

познавательноисследовательская,
музыкальная,
восприятие
художественной
литературы,
изобразительная,
двигательная

7

Познавательное
развитие

познавательноисследовательская,
игровая, восприятие
художественной
литературы,
двигательная,
коммуникативная,
изобразительная,
трудовая,
музыкальная, игровая

Речевое развитие

коммуникативная,
познавательноисследовательская,
игровая, восприятие

праздники и развлечения,
игровые и бытовые
проблемные ситуации,
рассматривание картин,
иллюстраций, заучивание
стихотворений, слушание и
обсуждение произведений,
обсуждение мультфильмов и
телепередач, театрализация,
драматизация,
отгадывание загадок,
создание макетов,
изготовление сувениров и
подарков, викторины,
реализация проектов,
индивидуальные и
коллективные поручения,
дежурства, коллективный
труд
наблюдения, экскурсии,
эксперименты и опыты,
решение проблемных
ситуаций, беседа,
коллекционирование,
дидактические и
развивающие игры,
рассматривание картин,
иллюстраций, заучивание
стихотворений, слушание и
обсуждение произведений,
отгадывание загадок,
изготовление поделок,
викторины, реализация
проектов
беседы, игровые проблемные
ситуации, викторины,
творческие, дидактические и
подвижные игры,

художественной
литературы,
музыкальная,
изобразительная,
двигательная

Художественноэстетическое
развитие

продуктивная ,
познавательноисследовательская
восприятие
художественной
литературы,
музыкальная,
изобразительная,
коммуникативная,
двигательная,
игровая,
конструктивная

рассматривание картин и
иллюстраций, слушание
художественных
произведений, театрализация,
драматизация, составление и
отгадывание загадок,
разучивание стихотворений,
досуги, праздники и
развлечения
рисование, лепка,
аппликация, реализация
проектов, слушание,
импровизация, исполнение,
музыкально-дидактический,
подвижные игры, концерты,
досуги, праздники,
развлечения, моделирование,
сооружение построек,
создание макетов

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям:
«Физическое развитие»
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье
ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
- привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных
праздниках и других мероприятиях).
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома,
на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- информировать родителей о том, что должны делать дети в случаи
непредвиденной ситуации; при необходимости звонить по телефонам
экстренной помощи – «01», «02».
«Социально – коммуникативное развитие»
7

- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей,
обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных
воздействий;
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и
озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и
возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познавательное развитие»
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию,
общению со взрослыми и сверстниками;
- совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к
историческим, памятным местам отдыха горожан (сельчан).
«Речевое развитие»
- развивать у родителей навыки общения, используя разные формы работы с
родителями;
- демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального
общения;
- доказывать родителям ценность домашнего чтения;
- поддерживать контакты семьи с детской библиотекой;
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность
детей в детском саду и дома;
«Художественно-эстетическое развитие»
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на
психическое здоровье ребенка;
- информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных
коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и
культуры;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности
способствующим возникновению творческого вдохновения.
7

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Система оценки результатов освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной
7

деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную
траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим
инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным
образом выстраивать взаимодействие с детьми. В представленной системе
оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции,
связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного
образования. В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с
объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.
В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.
Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения
ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация
фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка.
Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых
ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных
ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое
отношение к реальной жизни дошкольников.
Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы
(психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут
давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают
его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.
И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда
понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное
отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им
понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот
или иной вопрос.
Педагогическая диагностика
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
7

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью
детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы
установления и поддержания контакта, принятия совместных решений,
разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и
организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики используем исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать
свои действия.
3.2. Обеспечение методическими материалами
№

1.

7

Образовательная область/ наименование
Издательство
литературы
Физическое развитие
Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика: М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
комплексы упражнений для детей 3-7 лет»

2.

3.
4.
5.
6.

1.

2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.

Пензулаева Л.И. «Физическая культура в
детском саду: младшая группа (5-6 года):
конспекты занятий»
Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр
для занятия с детьми: 2-7 лет»
Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском
саду»
Федорова С.Ю. «Планы физкультурных
занятий»
Борисова М.М. «Малоподвижные игры и
игривые упражнения. 3-7 лет».

7

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007
М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

Социально-коммуникативное развитие
Коломийченко Л.В., Чугаеува Г.И., Югова Л.Н. М.: ТЦ Сфера, 2015.
«Занятия для детей 5-6 лет по социальнокоммуникативному развитию»
Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
саду (3-7 лет)»
Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
с детьми 4-7 лет»
Шорыгина
Т.А.
«Беседы
о
Великой М.: ТЦ Сфера, 2015.
Отечественной войне»
Загуменная
Л.А.
«Социально-личностное Волгоград: Учитель, 2012.
развитие дошкольников»
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., СтеркинаР.Б. СПб.: «Детство-Пресс», 2020.
«Безопасность» учебно-методическое пособие
по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста
«Книжный
дом»,
М. Андрианов «Беседы о красоте и любви в Минск,
«Литера
Гранд»,
2018.
сказках и рассказах»
Минск,
«Книжный
дом»,
М. Андрианов «Беседы о добре и зле»
«Литера Гранд», 2018.
Минск,
«Книжный
дом»,
М. Андрианов «Беседы о нравственности»
«Литера Гранд», 2018.
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
с дошкольниками»
Развитие эмоциональной сферы детей в Прага, 2017.
дошкольной образовательной организации:
избранные научные статьи, Карелина И.О.
ДЕТСТВОКириллова Ю. Физическое развитие детей с Санкт-Петербург,
тяжелыми
нарушениями
речи
(общим ПРЕСС, 2021.
недоразвит.
программа

1.

М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

речи)

с

3-7

л.

Парциальная

Познавательное развитие
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
в детском саду»

2.

3.
4.
5.
6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.
13.
14.
15.

16.

7

Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование
элементарных математических представлений.
Старшая группа (5-6 лет). Конспекты занятий»
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» методические рекомендации.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз -ступенька, два
– ступенька…»-методические рекомендации
Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный
эколог (3-7)»
Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева, Ю.А. Кириллова
«Комплексно-тематическое
планирование
коррекционной и образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности ДОО
для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до
6 лет и с 6 до 7 лет)»
Е.Н. Краузе «Конспекты непосредственной
образовательной деятельности по ознакомлению
с окружающим (с детьми старшего дошкольного
возраста с ОНР с 5 до 7 лет)»
Н.В. Нищева «Развитие математических
представлений у дошкольников с ОНР (с 4 до 5
лет и с 5 до 6 лет)»
Н.В. Нищева «Развитие математических
представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7
лет)»
Н.В.
Нищева
«Познавательноисследовательская
деятельность
как
направление развития личности дошкольника,
опыты, эксперименты, игры»
Организация
опытно-экспериментальной
работы в ДОУ. Тематическое и перспективное
планирование работы в разных возрастных
группах
О.А. Скоролупова «Цветущая весна. Травы
(тематические недели в детском саду)»
А.И. Иванова «Мир растений: Эксперименты и
наблюдения в детском саду»
Е.А. Алябьева «Познавательное развитие
ребенка: сказки о природе»
О.А. Скоролупова «Осень. Царство растений:
деревья и кустарники (тематические недели в
детском саду)»
Шорыгина Т.А. «Беседа об изобретениях и
открытиях»

М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

М.: издательство
2014.

«Ювента»,

М.: Ювента, 2009.
М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2019.

ДЕТСТВО-

Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2021.

ДЕТСТВО-

Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2019.

ДЕТСТВО-

Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2020.

ДЕТСТВО-

Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2020.

ДЕТСТВО-

Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2020.

ДЕТСТВО-

Москва,
издательство
«Скрипторий 2003», 2015.
М.: ТЦ Сфера, 2017.
М.: ТЦ Сфера, 2018.
Москва,
издательство
«Скрипторий 2003», 2016.
М.: ТЦ Сфера, 2018.

17. Шорыгина Т.А. «Беседа о деревьях и М.: ТЦ Сфера, 2018.
кустарниках»
18. Шорыгина Т.А. «Беседа о временах года»
М.: ТЦ Сфера, 2018.
19. Куцакова Л.В. «1000 игр и головоломок для ООО «Издательство АСТ», 2000
дошкольников»
20. Куцакова
Л.В.
«Конструирование
из М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
строительного материала»
21. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
социальным окружением. Старшая группа»
Речевое развитие
1. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Старшая группа (5-6). Конспекты занятий»
2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
дома: 5-6 лет
3. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с М.: ТЦ Сфера, 2015
литературой»
4. Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических Санкт-Петербург,
ДЕТСТВОПРЕСС,
2021.
занятий
в
группе
компенсирующей
направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи с 5 до 6 лет»
5. Н.В.
ДЕТСТВОНищева
«Современная
система Санкт-Петербург,
ПРЕСС,
2022.
коррекционной
работы
в
группе
компенсирующей направленности для детей с
нарушениями речи с 3 до 7 лет»
6. Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических Санкт-Петербург,
ДЕТСТВОПРЕСС,
2021.
занятий
в
группе
компенсирующей
направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи с 5 до 6 лет»
7. Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей Санкт-Петербург,
ДЕТСТВОПРЕСС,
2021.
дошкольного возраста»
Художественно-эстетическое развитие
1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
детском саду. Старшая группа (5-6 лет).
Конспект занятий»
2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в М.: ИД «Цветной мир», 2016.
детском саду. Старшая группа»
3. Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной М.: Владос, 2000.
деятельности в детском саду»
4. Кононова Н.Г. «Обучение детей игре на детских Москва, Просвещение, 1990.
музыкальных инструментах»
5. Раевская
Е.П.
«Музыкально-двигательные Москва, Просвещение, 1991.
упражнения в детском саду»
6. Литвинова О.Э. «Рисование, лепка, аппликация Санкт-Петербург,
ДЕТСТВОс детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» ПРЕСС, 2022.

7

7.
8.

1.

2.

3.

7

Мамаева О.А. «Поделки из природного М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
материала»
Гавришина, Л.Б., Конспекты интегрированной СПб.: «Издательство «Детствокоррекционной образовательной музыкальной Пресс»,2016.
деятельности с детьми
Дополнительная литература
Лободина Н.В. «Планирование организованной Волгоград: Учитель, 2016.
образовательной деятельности воспитателя с
детьми старшей группы: технологические карты
на каждый день по программе «От рождения до
школ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой»
Небыкова О.Н., Батова И.С. «Образовательная Волгоград: Учитель
деятельность на прогулках. Картотека прогулок
на каждый день по программе «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа»
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное Волгоград: Учитель
планирование по программе «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (39139) 3 14 74

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».