Рабочая программа воспитателя подготовительной группы

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
1.

содержание
ЦЕЛЕВОЙ

стр

РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации Рабочей программы педагога

5

1.3.

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

7

1.4.

Целевые ориентиры
образования

1.5.

Принципы и подходы к формированию Рабочей программы

12

1.6.

Организация жизни и воспитания детей 6-7 лет

14

2.

на

этапе

завершения

дошкольного

9

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Описание Рабочей программы воспитателя

16

2.2.

Парциальные программы, используемые при работе с детьми 67 лет

16

2.3.

Формы, способы, методы и средства реализации Рабочей
программы воспитателя с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей 6-7 лет

17

2.4.

Взаимодействие с семьями воспитанников

19

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Система оценки результатов освоения программы

22

3.2.

Обеспечение методическими материалами

24

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Рабочая программа воспитателя для подготовительной группы МБДОУ № 4
разработана в соответствии с:
Федеральным законом:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся от 31.07.2020
№ 304-ФЗ
Приказами:
1.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
2.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №
544 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
3.
Приказ Минтруда РФ от 05.08.2016 N 422Н. "О внесении изменений в
профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в
дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем
образовании) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N
544Н".
Постановлениями:
1.
Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020
№ СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические правила
Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020.
Письмами, планами мероприятий:
1.
Письмо Минобразования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О
психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных
условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической
3

экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психологопедагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для
работников дошкольных образовательных учреждений «О психологопедагогической ценности игр и игрушек»);
2.
План мероприятий по формированию независимой системы оценки
качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.03.2013 г. №
487-р);
3.
Письмо Минобрнауки России от 01.10.2013 № 08-1408 «О направлении
методических рекомендаций по реализации полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов
государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому
обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере
дошкольного образования»);
4.
Письмо Минобрнауки России от 14.10.2013 г. «Методические
рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы
образовательных организаций»;
5.
План действий по обеспечению введения ФГОС дошкольного
образования (утвержден 31.12.2013 г. первым зам. Министра образования и
науки РФ);
6.
Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 г. № 01-52-22/05-382 «О
недопустимости
требования
от
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность по программам дошкольного образования,
немедленного приведения уставных документов и образовательных программ
в соответствие с ФГОС ДО».
В соответствии с локальными документами по организации работы МБДОУ
детский сад № 4 «Звездочка»:
1.
Уставом МБДОУ детский сад № 4 «Звездочка» (новая редакция), от
23.03.2020г. № 273.
Рабочая программа воспитателя разработана на основе ООП ДОО МБДОУ
детский сад № 4 «Звездочка».
Приоритетным направлением организации воспитательно-образовательного
процесса в ДОО является познавательное развитие.
4

1.2. Цели и задачи реализации Рабочей программы воспитателя
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование
основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и
физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей с нормой в развитии и детей с ОВЗ, подготовка к жизни
в современном обществе, формирование предпосылок к учебной
деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:
для
детей
дошкольного
возраста:
игровой,
коммуникативной,
самообслуживание и элементарный бытовой труд, познавательноисследовательской, конструирование, изобразительной, двигательной,
музыкальной, восприятие художественной литературы и фольклора.
Реализуя поставленные цели необходимо решить определенный ряд задач:
•
создать условия для укрепления физического и психического здоровья
детей с нормами в развитии и детей с ОВЗ, в том числе их эмоционального
благополучия;
•
обеспечить равные возможности полноценного развития каждого
ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в
том числе ограниченных возможностей здоровья);
•
создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития
способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
•
объединить обучение и воспитание в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества;
•
формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их
социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические
качества, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,
формировать предпосылки учебной деятельности;
5

•
обеспечить вариативность и разнообразие содержания образовательных
программ и организационных форм уровня дошкольного образования,
возможность формирования образовательных программ различной
направленности с учётом образовательных потребностей и способностей
воспитанников;
•
обеспечить формирование адаптированных образовательных программ
для детей с тяжелыми нарушениями речи, амблиопией и косоглазием,
слабовидящих, задержкой психического развития, расстройствами
аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата;
•
формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с
нормами в развитии и детей с ОВЗ;
•
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Для достижения целей и задач Рабочей программы первостепенное значение
имеют определенные условия:
•
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного
отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными,
добрыми,
любознательными,
инициативными,
стремящимися
к
самостоятельности и творчеству;
•
максимальное
использование
разнообразных
видов
детской
деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса;
•

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

•

уважительное отношение к результатам детского творчества;

•
единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи.
Дополнительные условия организации образовательного процесса для детей с
ОВЗ:
•
всестороннее изучение воспитанников и разработка соответствующих
мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей;
6

•

обеспечение условий для самостоятельной активности детей;

•
понимание и принятие друг другом всех участников образовательного
процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на
гуманистической основе;
•
комплексный, междисциплинарный подход к определению и разработке
методов и средств воспитания и обучения;
•
наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых
развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной
среды, вариативной методической базы обучения и воспитания;
•
доверительные партнерские отношения с родителями (законными
представителями) воспитанников.
Решение обозначенных в Рабочей программе целей и задач воспитания
возможно только при систематической и целенаправленной поддержке
педагогами различных форм детской активности и инициативы, начиная с
первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном
учреждении.
1.3. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый
смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство
усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых
поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать
поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое
поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к
продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупательшофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и
тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится.
Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами
и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой
роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при
этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем
или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений,
передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их
цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками
7

мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные
действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин,
моделей и т. п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната
и т. п.
Изображение человека становится еще более детализированным и
пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови,
подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. При
правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются
художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
К подготовительной к школе группе дети в значительной степени
осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно
владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек;
не только анализируют основные конструктивные особенности различных
деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им
объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и
пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной
ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они
достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет
осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее
выполнения; способны выполнять различные по степени сложности
постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из
листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально
обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для
углубления их пространственных представлений.
Усложняется
конструирование
из
природного
материала.
Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному
замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры
людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических
отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести
на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек,
расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят
метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на
друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
8

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой. Это можно объяснить многочисленными влияниями,
которым подвергаются дети, в том числе и средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится
произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
В результате правильно организованной образовательной работы у
детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.
Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов
человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми;
развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
1.4. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
•
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности.
•
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх.
•
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
9

свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
•
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и
исполнительские функции в совместной деятельности.
•
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других
верований, их физических и психических особенностей.
•
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти
на помощь тем, кто в этом нуждается.
•
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым
другими.
•
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в
разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами
и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться
разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные
ситуации и адекватно их оценивать.
•
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать
свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
•
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими.
•
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и навыки личной гигиены.
•
Проявляет ответственность за начатое дело.
•
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком
с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.

10

•
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое,
самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению
в школе.
•
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об
окружающей среде.
•
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения
народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную
деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).
•
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну,
ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
•
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет
уважение к своему и противоположному полу.
•
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших.
•
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни.
Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Целевые ориентиры для детей с ограниченными возможностями здоровья:
•
сформированы представления о самом себе;
•
сформированы навыки самообслуживания;
•
умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
•
адекватно воспринимает окружающие предметы и явления,
положительно относиться к ним;
•
сформированы предпосылки и основы экологического мироощущения,
нравственного отношения к позитивным национальным традициям и
общечеловеческим ценностям;
•
умеет использовать вербальные средства общения в условиях их
адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных
видах деятельности и в свободном общении;
•
развиты внимание, память, наглядно-действенное и наглядно-образное
мышление;
•
сформированы структурные компоненты системы языка - фонетические,
лексические, грамматические;
11

•
сформированы навыки владения языком в его коммуникативной
функции - развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и
монолога;
•
развиты сенсорные способности, чувство ритма, цвета, композиции;
•
умеет выражать в художественных образах свои творческие
способности;
•
в процессе физического воспитания сформированы пространственные и
временные представления;
•
имеет представление о различных свойствах материалов, назначении
предметов;
•
развиты морально-волевые качества личности;
•
развитие способности к преодолению не только физических, но и
психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
•
сформированы компенсаторные навыки, умение использовать функции
разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
•
развита способность к преодолению физических нагрузок, необходимых
для полноценного функционирования в обществе;
•
сформирована потребность быть здоровым, вести здоровый образ
жизни;
•
развито стремление к повышенной умственной и физической
работоспособности;
•
сформировано осознание своего личного вклада в жизнь общества.
1.5. Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция
образования, обеспечивающая становление личности ребенка и
ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что
соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания»
(авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности
дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к
ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование
познавательных действий, становление сознания, а также духовных и
общечеловеческих ценностей.
Принципы и подходы к формированию Рабочей программы
сформулированы относительно способностей и возможностей воспитанников
12

посещающих ДОО, а именно дошкольников с нормой в развитии и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В основной образовательной Программе определены ряд принципов:
• принцип развивающего образования, целью которого, является развитие
ребенка;
• принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание Программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики);
• принцип полноты критериев (позволяющий решать поставленные цели
и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в
развитии дошкольников;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей;
• принцип комплексно-тематического построения образовательного
процесса;
• принцип решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со
спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми.
• принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от
региональных особенностей;
• принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными
группами и между детским садом и начальной школой.

Основные подходы к формированию Рабочей программы:
• Личностно-ориентированный подход. Предусматривает организацию
процесса воспитания с учётом того, что развитие личности ребёнка является
главным критерием его эффективности.
• Деятельностный подход. Обучение строится на базе характерных для
дошкольного возраста видах деятельности (игровой, познавательноисследовательской,
продуктивной,
коммуникативной,
двигательной,
13

трудовой, конструирование, восприятие художественной литературы и
фольклора, музыкальной).
• Средовой подход. Предусматривает использование возможностей
внутренней и внешней среды ДОО в воспитании и развитии личности ребенка.
1.6. Организация жизни и воспитания детей 6-7 лет
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость
выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня,
оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов
подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском
саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а
также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся
компоненты:
• время приёма пищи;
• укладывание на дневной сон;
• общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в
помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей
подготовительной к школе группы и способствует их гармоничному
развитию.
Организация режима пребывания детей в МБДОУ детский сад №4
«Звездочка» в подготовительной к школе группе на холодный период года
(дети с 6 до 7лет):
ВРЕМЯ
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
07.00- 08.00 - Приём и осмотр детей, свободные игры;
- Индивидуальная работа с родителями;
- Индивидуальная работа с детьми.
08.00- 08.20 - Утренняя гимнастика;
- Утренний круг.
08.20- 08.50 - Личная гигиена;
- Подготовка к завтраку;
- Завтрак.
08.50-09.00 - Игры, подготовка к НОД.
09.00-11.10 - НОД (включая перерывы).
11.10-12.20 - Подготовка к прогулке;
- Прогулка.
12.20-12.30 - Возвращение с прогулки.
12.30-12.40 - Личная гигиена;
- Подготовка к обеду;
14

12.40-13.10
12.45- 15.00

15.00- 15.15
15.15-15.20

15.20- 16.30
16.30- 16.50

16.50-19.00

-

Обед.
Подготовка ко сну;
Чтение художественной литературы;
Сон.
Постепенный подъём под музыку;
Закаливающие процедуры.
Личная гигиена;
Подготовка к полднику;
Полдник.
Игровая и самостоятельная деятельность детей.
Личная гигиена;
Подготовка к ужину;
Ужин.
Игровая и самостоятельная деятельность;
Прогулка;
Уход детей домой;

- Сон – 2 часа;
- Прогулка – 3 часа;
- НОД по 30 мин.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание Рабочей программы воспитателя
15

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического
планирования с использованием следующих образовательных областей:
• Физическое развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно – эстетическое развитие.
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя
направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто
интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие
имеет направления коммуникация, труд, безопасность.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя
формирование элементарных математических представлений и окружающий
мир.
Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает
развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией,
художественными направлениями.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность,
художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными
областями и их направлениями.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции, содержание
детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет
систему, рассчитанную на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 6-7 лет (подготовительная
группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплекснотематическому планированию по ООП ДОО, разработанной на основе
программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой.
2.2. Парциальные программы, используемые при работе с детьми 6-7 лет

•

Образовательная
программа
по
развитию
познавательноисследовательской деятельности детей дошкольного возраста
(разработана коллективом ДОО);

•

Рабочая программа воспитания (разработанная коллективом ДОО);

16

•

комплексная образовательная программа дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3
до 7 лет, Н.В. Нищева;

•
•
•

«Обучение детей грамоте детей дошкольного возраста», Н.В. Нищева;

•

«Программа развития речи детей дошкольного возраста», О.С.
Ушаковой;

•

«Основы безопасности детей дошкольного возраста», Р. Стеркиной, Н.
Авдеевой, О. Князевой;

•
•
•

Программа «Юный эколог», С.Н. Николаева.

«Обучение грамоте в детском саду», Л.Е. Журова;
Парциальная образовательная программа математического развития
дошкольников «Игралочка», Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова;

«Наш дом – природа», Н.А. Рыжовой;
Музыкальные шедевры. Авторская
рекомендации, О.П. Радынова;

программа

и

методические

•

Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и
методические рекомендации. Для детей 2-7 лет, Л.В. Куцакова

•

«Возрождение культуры России» (совместная работа детского сада и
музея «Шушенское», программа «Живая старина»).

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации Рабочей программы
воспитателя с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
6-7 лет
Образовательная
область
Физическое
развитие

Деятельность
двигательная,
коммуникативная,
познавательноисследовательская,
игровая, музыкальная

17

Формы, способы, методы и
средства
подвижные игры, игровые
упражнения, спортивные
игры и упражнения,
двигательная активность на
прогулке, физкультурные
занятия, гимнастика,
физкультминутки, игрыимитации, физкультурные
досуги и праздники,
эстафеты, соревнования, дни

здоровья, туристические
прогулки, экскурсии,
упражнения на развитие
мелкой моторики,
дидактические игры,
бодрящая гимнастика,
закаливающие процедуры,
беседы, игровые
проблемные ситуации,
викторины, реализации
проектов
Социально коммуникативная

игровая,
коммуникативная,
трудовая,
познавательноисследовательская,
музыкальная,
восприятие
художественной
литературы,
изобразительная,
двигательная

Познавательное
развитие

познавательноисследовательская,

18

игры с правилами,
дидактические и творческие
игры, беседы, досуги,
праздники и развлечения,
игровые и бытовые
проблемные ситуации,
рассматривание картин,
иллюстраций, заучивание
стихотворений, слушание и
обсуждение произведений,
обсуждение мультфильмов и
телепередач, театрализация,
драматизация,
отгадывание загадок,
создание макетов,
изготовление сувениров и
подарков, викторины,
реализация проектов,
индивидуальные и
коллективные поручения,
дежурства, коллективный
труд
наблюдения, экскурсии,
эксперименты и опыты,
решение проблемных
ситуаций, беседа,

игровая, восприятие
художественной
литературы,
двигательная,
коммуникативная,
изобразительная,
трудовая,
музыкальная, игровая

коллекционирование,
дидактические и
развивающие игры,
рассматривание картин,
иллюстраций, заучивание
стихотворений, слушание и
обсуждение произведений,
отгадывание загадок,
изготовление поделок,
викторины, реализация
проектов

Речевое развитие

коммуникативная,
познавательноисследовательская,
игровая, восприятие
художественной
литературы,
музыкальная,
изобразительная,
двигательная

Художественноэстетическое
развитие

продуктивная ,
познавательноисследовательская
восприятие
художественной
литературы,
музыкальная,
изобразительная,
коммуникативная,
двигательная,
игровая,
конструктивная

беседы, игровые проблемные
ситуации, викторины,
творческие, дидактические и
подвижные игры,
рассматривание картин и
иллюстраций, слушание
художественных
произведений, театрализация,
драматизация, составление и
отгадывание загадок,
разучивание стихотворений,
досуги, праздники и
развлечения
рисование, лепка,
аппликация, реализация
проектов, слушание,
импровизация, исполнение,
музыкально-дидактический,
подвижные игры, концерты,
досуги, праздники,
развлечения, моделирование,
сооружение построек,
создание макетов

19

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
Содержание направлений работы с семьей по образовательным направлениям:
«Физическое развитие»
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье
ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
- привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных
праздниках и других мероприятиях).
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома,
на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;
- информировать родителей о том, что должны делать дети в случаи
непредвиденной ситуации; при необходимости звонить по телефонам
экстренной помощи – «01», «02».
«Социально – коммуникативное развитие»
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей,
обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;
- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных
воздействий;
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;
- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и
озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и
возможности детей и научно обоснованные принципы и нормативы.
«Познавательное развитие»
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию,
общению со взрослыми и сверстниками;
- совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к
историческим, памятным местам отдыха горожан (сельчан).
«Речевое развитие»
- развивать у родителей навыки общения, используя разные формы работы с
родителями;
20

- демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального
общения;
- доказывать родителям ценность домашнего чтения;
- поддерживать контакты семьи с детской библиотекой;
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность
детей в детском саду и дома;
«Художественно-эстетическое развитие»
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на
психическое здоровье ребенка;
- информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных
коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и
культуры;
- привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности
способствующим возникновению творческого вдохновения.

21

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Система оценки результатов освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную
траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим
инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным
образом выстраивать взаимодействие с детьми. В представленной системе
оценки результатов освоения Программы отражены современные тенденции,
связанные с изменением понимания оценки качества дошкольного
образования. В первую очередь, речь идет о постепенном смещении акцента с
объективного (тестового) подхода в сторону аутентичной оценки.
В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.
Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения
ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация
фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка.
Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых
ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных
ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое
отношение к реальной жизни дошкольников.
Во-вторых, если тесты проводят специально обученные профессионалы
(психологи, медицинские работники и др.), то аутентичные оценки могут
давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают
его поведение. В этом случае опыт педагога сложно переоценить.
В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.
И наконец, если в случае тестовой оценки родители далеко не всегда
понимают смысл полученных данных, а потому нередко выражают негативное
отношение к тестированию детей, то в случае аутентичной оценки ответы им
22

понятны. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот
или иной вопрос.
Педагогическая диагностика
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития
детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей
дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических
действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью
детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений
детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребенка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы
установления и поддержания контакта, принятия совместных решений,
разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей,
познавательной активности);
• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности,
ответственности и автономии, как развивается умение планировать и
организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики используем исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.

23

В ходе образовательной деятельности педагоги создают диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать
свои действия.
3.2. Обеспечение методическими материалами
№

1.
2.

3.
4.
5.
6.

1.

2.
3.
4.
5.
6.

7.

Образовательная область/ наименование
Издательство
литературы
Физическое развитие
Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика: М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
комплексы упражнений для детей 3-7 лет»
Пензулаева Л.И. «Физическая культура в М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
детском саду: младшая группа (6-7 года):
конспекты занятий»
Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021
для занятия с детьми: 2-7 лет»
Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007
саду»
Федорова С.Ю. «Планы физкультурных М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017
занятий»
Борисова М.М. «Малоподвижные игры и М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
игривые упражнения. 3-7 лет».
Социально-коммуникативное развитие
Коломийченко Л.В., Чугаеува Г.И., Югова Л.Н. М.: ТЦ Сфера, 2015.
«Занятия для детей 6-7 лет по социальнокоммуникативному развитию»
Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
саду (3-7 лет)»
Петрова В.И., Стульник Т.Д. «Этические беседы М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
с детьми 4-7 лет»
Шорыгина
Т.А.
«Беседы
о
Великой М.: ТЦ Сфера, 2015.
Отечественной войне»
Загуменная
Л.А.
«Социально-личностное Волгоград: Учитель, 2012.
развитие дошкольников»
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., СтеркинаР.Б. СПб.: «Детство-Пресс», 2020.
«Безопасность» учебно-методическое пособие
по ОБЖ детей старшего дошкольного возраста
«Книжный
дом»,
М. Андрианов «Беседы о красоте и любви в Минск,
«Литера Гранд», 2018.
сказках и рассказах»

Минск,
«Книжный
дом»,
«Литера Гранд», 2018.
9. М. Андрианов «Беседы о нравственности»
Минск,
«Книжный
дом»,
«Литера Гранд», 2018.
10. Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
8.

М. Андрианов «Беседы о добре и зле»

24

11. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
с дошкольниками»
12. Развитие эмоциональной сферы детей в Прага, 2017.
дошкольной образовательной организации:
избранные научные статьи, Карелина И.О.
13. Кириллова Ю. Физическое развитие детей с Санкт-Петербург,
ДЕТСТВОПРЕСС,
2021.
тяжелыми
нарушениями
речи
(общим
недоразвит. речи) с 3-7 л. Парциальная
программа
Познавательное развитие
1. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
в детском саду»
2. Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
элементарных математических представлений.
Подготовительная группа (6-7 лет). Конспекты
занятий»
3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» - М.: издательство «Ювента»,
2014.
методические рекомендации.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз -ступенька, два
– ступенька…»-методические рекомендации
5. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный
эколог (3-7)»
6. Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева, Ю.А. Кириллова
«Комплексно-тематическое
планирование
коррекционной и образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности ДОО
для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до
6 лет и с 6 до 7 лет)»
7. Е.Н. Краузе «Конспекты непосредственной
образовательной деятельности по ознакомлению
с окружающим (с детьми старшего дошкольного
возраста с ОНР с 5 до 7 лет)»
8. Н.В. Нищева «Развитие математических
представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7
лет)»
9. Н.В.
Нищева
«Познавательноисследовательская
деятельность
как
направление развития личности дошкольника,
опыты, эксперименты, игры»
10. Организация
опытно-экспериментальной
работы в ДОУ. Тематическое и перспективное
планирование работы в разных возрастных
группах
11. О.А. Скоролупова «Цветущая весна. Травы
(тематические недели в детском саду)»
4.

25

М.: Ювента, 2009.
М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2019.

ДЕТСТВО-

Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2021.

ДЕТСТВО-

Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2020.

ДЕТСТВО-

Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2020.

ДЕТСТВО-

Санкт-Петербург,
ПРЕСС, 2020.

ДЕТСТВО-

Москва,
издательство
«Скрипторий 2003», 2015.

12. А.И. Иванова «Мир растений: Эксперименты и М.: ТЦ Сфера, 2017.
наблюдения в детском саду»
13. Е.А. Алябьева «Познавательное развитие М.: ТЦ Сфера, 2018.
ребенка: сказки о природе»
14. О.А. Скоролупова «Осень. Царство растений: Москва,
издательство
«Скрипторий
2003»,
2016.
деревья и кустарники (тематические недели в
детском саду)»
15. Шорыгина Т.А. «Беседа об изобретениях и М.: ТЦ Сфера, 2018.
открытиях»
16. Шорыгина Т.А. «Беседа о деревьях и М.: ТЦ Сфера, 2018.
кустарниках»
17. Шорыгина Т.А. «Беседа о временах года»
М.: ТЦ Сфера, 2018.
18. Куцакова Л.В. «1000 игр и головоломок для ООО «Издательство АСТ», 2000
дошкольников»
19. Куцакова
Л.В.
«Конструирование
из М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
строительного материала»
20. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
социальным окружением. Подготовительная
группа»
Речевое развитие
1. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
Подготовительная группа (6-7). Конспекты
занятий»
2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
дома: 6-7 лет
3. Ушакова О.С. «Ознакомление дошкольников с М.: ТЦ Сфера, 2015
литературой»
4. Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических Санкт-Петербург,
ДЕТСТВОПРЕСС,
2021.
занятий
в
группе
компенсирующей
направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи с 6 до 7 лет»
5. Н.В.
ДЕТСТВОНищева
«Современная
система Санкт-Петербург,
ПРЕСС,
2022.
коррекционной
работы
в
группе
компенсирующей направленности для детей с
нарушениями речи с 3 до 7 лет»
6. Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей Санкт-Петербург,
ДЕТСТВОПРЕСС,
2021.
дошкольного возраста»
Художественно-эстетическое развитие
1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
детском саду. Младшая группа (6-7 лет).
Конспект занятий»
2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в М.: ИД «Цветной мир», 2011.
детском саду. Подготовительная к школе
группа»
26

3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.

2.

3.

Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной М.: Владос, 2000.
деятельности в детском саду»
Кононова Н.Г. «Обучение детей игре на детских Москва, Просвещение, 1990.
музыкальных инструментах»
Раевская
Е.П.
«Музыкально-двигательные Москва, Просвещение, 1991.
упражнения в детском саду»
ДЕТСТВОЛитвинова О.Э. «Рисование, лепка, аппликация Санкт-Петербург,
ПРЕСС,
2022.
с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»
Мамаева О.А. «Поделки из природного М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
материала»
Гавришина, Л.Б., Конспекты интегрированной СПб.: «Издательство «Детствокоррекционной образовательной музыкальной Пресс»,2016.
деятельности с детьми
Дополнительная литература
Лободина Н.В. «Планирование организованной Волгоград: Учитель, 2016.
образовательной деятельности воспитателя с
детьми
подготовительной
группы:
технологические карты на каждый день по
программе «От рождения до школ» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой»
Небыкова О.Н., Батова И.С. «Образовательная Волгоград: Учитель
деятельность на прогулках. Картотека прогулок
на каждый день по программе «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой.
Подготовительная группа»
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное Волгоград: Учитель
планирование по программе «От рождения до
школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой,
М.А.
Васильевой.
Подготовительная группа

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 01.02.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (39139) 3 14 74

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».